Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 14:13

Моя работа.
Что о ней сказать? Обыкновенная. Учитель

Меню
Категории раздела
Обощение и распространение опыта [7]
В данной категории находится информация, представленная нашим коллективом на всевозможных конференциях
Внеклассная работа [6]
Кругозор [2]
Практическая деятельность студентов [5]
Исследовательская деятельность студентов [2]
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из личного опыта

Главная » Статьи » Обощение и распространение опыта

Подходы к обучению


Подходы к обучению русскому языку в условиях реализации ФГОС

 

Каждый этап развития методики преподавания русского языка характеризует свой подход.  Подход  – главное стратегическое направление, которое определяет все компоненты системы обучения: его цели, задачи, содержание, методы обучения, деятельность преподавателя и ученика, технологию обучения, критерии оценивания, систему оценивания.

Подход как направление в обучении характеризуют те или иные принципы, которые объясняют основные особенности системы обучения.

Современный этап преподавания русского языка в условиях реализации нового образовательного стандарта основан на  коммуникативно- деятельностном подходе, предполагающем предъявление материала не только в знаниевой, но и деятельностной форме[1]. Учиться языку общаясь – вот главная характеристика современного подхода.  Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного обучения. Система работы строится так, чтобы вызывать необходимость речевого общения и потребность в нем. Обучение общению – это обучение различным видам речевой деятельности.

Главным средством создания возможностей общения в соответствии с современными тенденциями является широкое использование коммуникативных упражнений. Они создают и поддерживают потребность школьников в общении, последовательно формируют и совершенствуют коммуникативные умения и навыки, обеспечивают  переход от воспроизводства речи к самостоятельной продукции, к неподготовленной речи в различных ситуациях общения.

Каковы основные характеристики этих упражнений?  Это, прежде всего, коммуникативные целевые установки как элемент учебного общения. Под коммуникативными установками понимают словесные действия, которые организуют общение обучающихся, вовлекают их в коммуникацию.

 

Типы коммуникативных целевых установок

 

Тип установки

Словесные формулы

1

2

3

1

Установки, требующие от школьников умения выражать согласие, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному, дополнять собеседника

согласитесь

подтвердите

продолжите сказанное

2

Установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, фактам, согласие (несогласие) с чем-либо

докажите

согласитесь

возразите

откажите

не согласитесь

выразите сомнение, радость, огорчение

3

Установки, побуждающие к совершению  действия или его запрещению

попросите

запретите

предложите

пригласите

4

Установки, требующие уточнения, выявления предмета разговора

уточните

выясните

попросите

 

Нередко в одно упражнение включается несколько установок, определяющих последовательность действия школьника.

Таким образом, ученик выбирает способ действия  на уроке, решает учебные задачи, аргументирует свое мнение, ведь эти установки вовлекают обучающихся в общение, побуждают их к нему.  Но сами по себе школьники еще не могут обеспечить это общение.

Одним из важнейших условий обучения общению является создание в обучении  самого процесса общения, то есть конкретных речевых ситуаций.  Под речевыми ситуациями понимается совокупность тех условий, которые вовлекают человека в речевое общение. 

 

Структура речевой ситуации

Описание места (обстоятельств), в которых осуществляется общение

Отношения между говорящими

Речевой стимул, побуждающий к общению

 

 

Моделировать речевые ситуации на уроках русского языка необходимо с учетом потребности в продуцировании  описаний, рассуждений, учебно-научного текста.

Таким образом, усиление коммуникативно-деятельностной направленности обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней действовать.

 

Список литературы

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка.  – М.: 2001.
  2. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.: 2000.
 

[1] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – с.6

 

Подходы к обучению

Категория: Обощение и распространение опыта | Добавил: TatjanaM (01.05.2014)
Просмотров: 523
Друзья
  • Электронная библиотека
  • Обновления на сайте

    Компиляцию сайта выполнил: LexFreeman
    Черепаново, Новосибирск
    2024 год