Подходы к обучению русскому языку в условиях реализации ФГОС
Каждый этап развития методики преподавания русского языка характеризует свой подход. Подход – главное стратегическое направление, которое определяет все компоненты системы обучения: его цели, задачи, содержание, методы обучения, деятельность преподавателя и ученика, технологию обучения, критерии оценивания, систему оценивания.
Подход как направление в обучении характеризуют те или иные принципы, которые объясняют основные особенности системы обучения.
Современный этап преподавания русского языка в условиях реализации нового образовательного стандарта основан на коммуникативно- деятельностном подходе, предполагающем предъявление материала не только в знаниевой, но и деятельностной форме[1]. Учиться языку общаясь – вот главная характеристика современного подхода. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного обучения. Система работы строится так, чтобы вызывать необходимость речевого общения и потребность в нем. Обучение общению – это обучение различным видам речевой деятельности.
Главным средством создания возможностей общения в соответствии с современными тенденциями является широкое использование коммуникативных упражнений. Они создают и поддерживают потребность школьников в общении, последовательно формируют и совершенствуют коммуникативные умения и навыки, обеспечивают переход от воспроизводства речи к самостоятельной продукции, к неподготовленной речи в различных ситуациях общения.
Каковы основные характеристики этих упражнений? Это, прежде всего, коммуникативные целевые установки как элемент учебного общения. Под коммуникативными установками понимают словесные действия, которые организуют общение обучающихся, вовлекают их в коммуникацию.
Типы коммуникативных целевых установок
|
Тип установки
|
Словесные формулы
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Установки, требующие от школьников умения выражать согласие, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному, дополнять собеседника
|
согласитесь
подтвердите
продолжите сказанное
|
2
|
Установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, фактам, согласие (несогласие) с чем-либо
|
докажите
согласитесь
возразите
откажите
не согласитесь
выразите сомнение, радость, огорчение
|
3
|
Установки, побуждающие к совершению действия или его запрещению
|
попросите
запретите
предложите
пригласите
|
4
|
Установки, требующие уточнения, выявления предмета разговора
|
уточните
выясните
попросите
|
Нередко в одно упражнение включается несколько установок, определяющих последовательность действия школьника.
Таким образом, ученик выбирает способ действия на уроке, решает учебные задачи, аргументирует свое мнение, ведь эти установки вовлекают обучающихся в общение, побуждают их к нему. Но сами по себе школьники еще не могут обеспечить это общение.
Одним из важнейших условий обучения общению является создание в обучении самого процесса общения, то есть конкретных речевых ситуаций. Под речевыми ситуациями понимается совокупность тех условий, которые вовлекают человека в речевое общение.
Структура речевой ситуации
Описание места (обстоятельств), в которых осуществляется общение
|
Отношения между говорящими
|
Речевой стимул, побуждающий к общению
|
Моделировать речевые ситуации на уроках русского языка необходимо с учетом потребности в продуцировании описаний, рассуждений, учебно-научного текста.
Таким образом, усиление коммуникативно-деятельностной направленности обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней действовать.
Список литературы
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. – М.: 2001.
- Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2004.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.: 2000.
[1] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – с.6
Подходы к обучению
|